|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Ейские церквиСобор Архангела Михаила (Фото начала XX века). Из православных церквей в Ейске когда-то стояло четыре приходских церкви: Пантелеймоновская, возведенная в 1890 году на том месте, где сейчас площадь Революции; Ново-Покровская с приделом во имя апостолов Петра и Павла, постройки 1890 года, находившаяся в районе нынешней турбазы "Белогорье"; Покровская, построенная в 1907 году взамен первой деревянной церкви (в районе школы № 5); Никольская, или Николаевская, построенная в 1865 году, с приделами во имя Александра Невского и Марии Магдалины, стоявшая на бывшей Сенной площади. Имелись еще и четыре домовых церкви. Это Казанская - при ремесленном училище, постройки 1897 года на средства купца И. Струцкого; Вознесенская - при городской богадельне (1896 г.), возведение которой финансировала вдова потомственного почетного гражданина Ейска М. Грибанова; Константино-Еленская - при женской гимназии, освященная в 1903 году, Иоанно-Богословская - при реальном училище, освященная в 1885 году. Была еще одна - Вознесенская церковь на кирпичных заводах, которая открылась к 1911 году. Возвели ее методом общественной стройки. Дети удаленной от остального города рабочей слободы получили возможность учиться в церковно-приуодской школе при Вознесенской церкви. Многие ейчане получили в ней образование. Закрыли школу аж в 1937 году, соорудив в её здании клуб, а позже, в 1945-м, там вновь открылась школа, которая переехала в новое здание лишь в 1990 году. А сама церковь сейчас восстанавливается, в ней уже ведется богослужение. Имелись замечательные по красоте церкви и в станицах Ейского отдела. В Должанской стояла Троицкая церковь постройки 1877 года. В 1909 году была заложена еще одна церковь - в честь Святого Николая Чудотворца. В станице Копанской имелась Покровская церковь постройки 1894 года. В Камышеватской - две: Вознесенская постройки 1869 года и Покровская, освященная в 1909 году. Почти все церкви в станицах были деревянными, за исключением тех, которые были заложены уже в начале нашего века. Здания церквей хорошо заполняли вертикальную планировку города и станиц, были сооружениями внушительными и впечатляющими. Но самым величественным сооружением того времени на севере Кубанской области, выделявшимся своей красотой и монументальностью, по праву считался Михайло-Архангельский собор, построенный в Ейске в 1865 году. Был он каменный, имел приделы в честь Успения Богоматери и апостола Иоанна Богослова. Стоял он в центре города, там, где сейчас расположен Парк им. М. Горького. Собор был довольно больших размеров: в длину - 20 саженей, в ширину -13,5 сажени, высота до креста - 20 саженей. Имел он пять куполов, одних окон в нем было 56. Впоследствии к храму была достроена высокая колокольня. Самый большой колокол весил 508 пудов. Строили собор ейские жители Камышов и Дубенский, взявшие подряд на строительство у ейского городского общества в 1859 году. В строительстве использовался кирпич производства и местных заводов и привозной камень из керченских каменоломен. Крыт он был железом, стыки между листами заливали свинцом. Оконные и дверные проемы укреплены кованым железом, произведенным местными мастерами. Обошелся храм ейскому городскому обществу в 250 тысяч рублей серебром. Через пять лет после строительства храм был освящен и начал службу. Разумеется, у ейчан не было колебаний, в честь кого назвать храм. Единодушно решили, что он должен быть назван именем Михаила Архангела в честь тезоименитства основателя города светлейшего князя Михаила Семеновича Воронцова. Современники отмечали, что "внутри собора нет ничего сумрачного, угрюмого, свет в обильном количестве проникает через многочисленные продольные, устроенные в купольной ротонде окна, везде светло, прозрачно, просторно. На высоте против иконостаса через всю ширину собора устроены за железными, очень прочной и красивой работы решетками хоры, нисколько не мешающие освещению собора". Через 15 лет после строительства специальная комиссия по распоряжению начальника Кубанской области обследовала храм и нашла, что за это время не открылось ни одного изъяна, ни одной трещины, своды и арки выведены правильно. Строили, значит, на совесть. Многие десятилетия собор являлся главной церковью, города и выполнял свою высокую, благородную миссию по духовному и нравственному воспитанию прихожан. Но с приходом к власти большевиков над собором начали сгущаться тучи. В 1922 году из храма местными чекистами были изъяты церковные ценности - якобы на борьбу с голодом. Как рассказывали очевидцы, во время этой варварской акции перед собором собралась огромная толпа, люди были возмущены таким произволом, многие плакали. Чекистам пришлось даже вызывать подмогу, чтобы протащить сквозь толпу мешки с награбленным. До тридцатых годов храм еще кое-как действовал, но в тридцатые годы в ходе очередной антирелигиозной кампании его решили сломать: сбросили наземь колокола и кресты, сняли маковки и колокольню. Затем на крыше установили балюстраду и устроили смотровую площадку. Туда водили отдыхающих санатория, и те с высоты бывшего храма обозревали окрестности города, а по вечерам там устраивали танцы. И потомки ейчан-первопоселенцев лихо отплясывали на том святом месте, где крестились их отцы и матери. Чтоб всем было ясно, что в городе появился новый очаг пролетарской культуры, на стене собора намалевали красной краской пятиконечную звезду. Ну а чтоб ни у кого не возникло вопросов, под чьим знаменем облагодетельствованы жители города, на фоне оскверненного храма поставили скульптуру вождя мирового пролетариата. Впоследствии храм был разрушен до основания. Останки пришлось разбирать долго. Местные жители говорят, что и после войны пленные немцы расчищали место, где когда-то стоял собор. Ейск. Черноморская улица (Фото начала XX века). Как гласит народная мудрость, время - лучший судья. Меняя исторические названия улиц, разрушая православные храмы, большевики лишали будущие поколения исторических корней, насильно насаждали так называемую новую массовую пролетарскую культуру взамен почитаемых веками христианских ценностей, что и привело в итоге к духовному обнищанию нашего общества. Поэтому, если мы хотим выжить и заново возродить былую славу и мощь Отечества нашего, нам необходимо сегодня обратиться к Богу и своим историческим корням, восстанавливать храмы и поднимать национальную культуру. Время, как говорится в Библии, собирать камни.
По материалам книги Г.Климентьева "С любовью о Ейске" |
|
© 2006-2024 EYSK.NET |
При полном или частичном использовании материалов с сайта, ссылка на eysk.net обязательна. |
|