|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Как тачали сапоги.Давайте мысленно перенесемся на 120 с лишним лет назад и походим по ейскому рынку. Итак, осенний базарный день в Ейске 1886 года. На рынке шумно, много станичников. Хлеб убран, часть его уже продана, в кармане завелись свободные деньги, значит можно сделать покупки. А так как наступала свадебная пора и красные девки млеют по станицам в предвкушении жизненных перемен, естественно, нужно приобрести что-нибудь для невест, сестер, дочек. А какая невеста в то время не мечтала о великолепных ейских полусапожках? Подойдем к месту, где торгуют сапожники и башмачники. Одни разложили свой товар на прилавках, другие - на земле, третьи стоят, колоритно повесив через плечо связки башмаков. Смотрите, выбирайте - товар налицо. Раз год урожайный, спрос большой, то и цены немного повышены: за простые сапоги просят от 6 до 8 рублей, за женские полусапожки, популярные от Широчанки до Екатеринодара, - от 3 до 4,5 рубля, за огромные забродческие сапоги - 8-12 рублей. Прижимистые станичники кряхтят, но деньги достают. Покупают и для себя сапоги, на изящество не обращают внимания, смотрят, чтобы были покрепче да без изъяна. Вскоре за полдень весь товар продан. Однако сапожник домой не спешит - нужно зайти в кожевенную лавку, набрать материала на 3-4 пары сапог, которые он сможет изготовить за неделю. Материал нужно выбирать привозной, так как на здешних кожевенных заводах изготавливают только кожу для подметок, для верха она не годится. А если шить по заказу, то и подметки нужно покупать привозные. Материал наконец закуплен, обошелся он в 10-15 рублей - половина выручки от продажи обуви. Можно возвращаться домой и опять браться за колодки. Рабочее место для сапожника - в общем доме, рядом по хозяйству хлопочут домочадцы. Сделав выкройки, мастер несет их к соседнему сапожнику, у которого есть швейная сапожная машинка, чтоб сосед взялся сделать, конечно за плату, строчку, так как без машинной строчки ейские сапожники обувь не делали. И, получив выстроченные пары, сапожник вплотную приступал к работе. Через неделю мастер и кто-либо из членов его семьи снова на рынке. Случалось, что спроса не было, и товар не покупали. Тогда сапожник старался продать, даже за бесценок, хоть одну пару, чтоб иметь деньги на хлеб насущный, а остальную обувь относил в кожевенную лавку. Лавочник брал ее на рубль дешевле и выставлял на продажу, а сапожник в счет этой обуви вновь набирал материал на неделю. Когда цены повышались, сапожник мог взять из лавки свою обувь обратно, если она еще не была продана, продать ее на базаре и расплатиться с лавочником за материал. В исключительно благоприятный год сапожник мог заработать 400-500 рублей, работая в полную силу, без лени, без брака, без пьянства. Такой заработок считался приличным. В 1886 году в Ейске было 250 сапожников, в том числе 100 мастеров, а остальные - подмастерья и ученики. И, хотя в городе в то время было 4 магазина с привозной обувью, да и галантерейные магазины торговали особо высококачественной обувью, спрос на изделия местных мастеров был высок. В Ейске в то время были и крупные мастерские с 10-15 работниками. Делались там исключительно забродческие сапоги, за которыми приезжали даже с Ахтарских рыбных промыслов. Малейшие колебания цен на рынке сказывались и на заработке сапожников. Нередко подводило здоровье: чахотка, астма - частые гости в доме сапожника. Не берусь объяснять причину, но часто появлялся и зеленый змий, и чем чаще он появлялся, тем реже и реже выходил мастер со своей продукцией на рынок. И наконец наступал такой день, когда великолепного ейского мастера из родного дома - мастерской - выносили ногами вперед на печальное место за городом.
По материалам книги Г.Климентьева "С любовью о Ейске" |
|
© 2006-2024 EYSK.NET |
При полном или частичном использовании материалов с сайта, ссылка на eysk.net обязательна. |
|