|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Ейские кузнецы.Кованное украшение козырька над парадным входом купеческого особняка. А ведь многие из этих произведений рук человеческих были сотворены более 100 - 120 лет тому назад. И не какими-то приглашенными иноземными кудесниками, а русскими мужиками, нашими предками - ейскими ремесленниками из "городского кузнечного цеха". Умело и искусно украшали и укрепляли мастера кузнечного дела дома ейчан, ведь недаром их покровителями считались святые Козьма и Демьян, бывшие в то же время и патронами брачных уз. Первые кузницы в Ейске появились вскоре после открытия города - в 1848 году. Пожалуй, одной из самых первых* кузниц или "кузен", как их тогда называли по-местному, была кузница Козьмы Шубина, построенная в 1851 году. На следующий год появилась кузница Григория Норкова. На 1 января 1854 года их было в городе три, а в 1860 году - уже 55. Строились они в основном на городском выгоне, на юго-восточной окраине города. Впрочем, было их немало и в других местах. Подковать ли лошадь, заменить ли ось у брички, насадить ли железный обод на колесо - обращались к кузнецу. Работал кузнец с помощником. Сам держал клещами подкову и мелко постукивал молотом-ручником, а его помощник-молотобоец ухал тяжелым молотом. Великими умельцами были ейские кузнецы. Вот, например, история с плугом. Издавна в Ейск привозили фирменные плуги из Одессы и Ростова-на-Дону. Ейские мастера осмотрели их и стали делать точно такие же. Однако плуги, сделанные по образцам, не годились для обработки местной почвы. Долго мудрили здешние мастера и наконец изобрели плуг, который подходил к местным условиям. Был он не похож ни на один из привозных плугов, ейчане назвали его почему-то "бессарабским", и пользовался он большим спросом во многих районах Кубани и Дона. И когда открывались крупнейшие на Кубани ярмарки в станице Старощербиновской, то плуги ейского производства шли нарасхват. Тяжел был труд кузнеца. С утра до вечера висел над кузнечным городком на юго-востоке Ейска бойкий, сноровистый перестук молотов-ручников вперемежку с тяжелыми ударами молотобойцев. Заработок, однако, был невысок. В 1854 году кузнец в день мог заработать не более 1 рубля, в 1861 - 1 рубль 50 копеек. За год, например 1886, заработок не превышал 200 - 230 рублей. Это было меньше, чем зарабатывал сапожник. Часто ейским кузнецам приходилось уходить на заработки в станицы. Например, ейчанин Митрофан Седин, известный на Кубани революционер и литератор, также ходил по станицам и зарабатывал кузнечным ремеслом на пропитание своей семьи. Но все же ремесло кузнеца было престижным, уважаемым. Хороший кузнец ценился на вес золота. У него была постоянная клиентура, ему доверяли самую ответственную работу. Но добиться звания мастера было нелегко. Сначала будущий кузнец ходил несколько лет в учениках, затем сдавал экзамены и получал аттестат. Вот, например, такой: Аттестат По указу его императорского Величества Ейское Упрощенное Ремесленное управление, по определению своему, состоявшемуся сего числа, по испытании в звании кузнечного ремесла, признало Апухтина Василия Николаевича мастером оного, в том подписями с приложением печати удостоверяется 27 марта 1910 года. Ремесленный старшина К.Уваров. Товарищ старшины. Письмоводитель. Но и после испытания кузнец мастером еще не становился. Опять он работал в кузнях несколько лет в качестве подмастерья, а уж потом заводил свое дело и становился мастером. Из всех ремесленников в Ейске в конце XIX века больше всех было кузнечных дел мастеров. Так, например, мастеров-кузнецов насчитывалось 68, подмастерьев - 53, учеников - 62. Чего только не делали кузнецы! Плуги и веялки, брички и пролетки, запчасти для сельскохозяйственных машин и церковные ограды... Их работа радует глаз и сегодня. Вот, обратите внимание на ограды перед Парком Горького и Садом Калинина. Эти ограды составлены из фрагментов различных оград, бывших до революции в разных местах города. Так, часть кованой ограды перед Парком Горького со стороны улицы Свердлова до революции окружала Новопокровскую церковь, после слома церкви ее использовали для парка. Есть при входе в Сад Калинина невысокая кованая оградка. Старожилы говорят, что ее сняли с колокольни Новопокровской церкви, затем она ограждала памятник погибшим, установленный в Парке Горького, а сейчас ее использовали для Сада Калинина. В общем, каждый фрагмент ограды в этих парках прошел длинный путь приключений. Ограды - это произведения искусства. Особенно кованые. Ажурные, прочные, со всевозможными выкрутасами и узорами. Нет, что ни говорите, это не то, что решетки, сделанные при помощи сварки. В узорах кузнечной работы чувствуется теплота человеческих рук, можно даже сказать, характер мастера, чувствуется основательность, что ли. Хотелось бы, чтобы город берег свои ограды - красоту, созданную старыми мастерами.
По материалам книги Г.Климентьева "С любовью о Ейске" |
|
© 2006-2024 EYSK.NET |
При полном или частичном использовании материалов с сайта, ссылка на eysk.net обязательна. |
|